Четверг, 28.03.2024, 14:16
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы

 

Родителям рекомендуется:

  • уточнить представления о строении человеческого тела и на­значении отдельных частей тела;
  • учить выделять и называть части тела;
  • научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме соб­ственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда ма­лыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ре­бенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

 

Дети должны знать:

  • о строении человеческого тела, назначении отдельных час­тей (назвать пары органов);
  • как люди внешне отличаются друг от друга;
  • названия и количество пальцев на руках (большой, указательный...), на ногах;
  • как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;
  • где правая сторона — левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);
  • необходимые правила гигиены тела.


Расширение словарного запаса детей:

названия: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, рес­ницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик, вкус, зрение, слух, голос, речь, расческа, мыло, мыльница, губка, мо­чалка, полотенце, одежда, зеркало, духи, одеколон, части тела, предметы туалета;

признаки: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, тол­стый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, лопоухий, смешной, грустный, веселый, печаль­ный, довольный, заботливый, красивый, здоровый, больной, грязный, чистый, длинный, короткий, длинноволосый, стриженный, светловолосый, тёмноволосый, синеглазый, кареглазый;

действия: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, под­нимать, опускать, поворачивать, улыбаться, кивать, хлопать, сжимать, нахмуривать, морщить, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, чистить, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать, чесать, .

 

Дидактические игры и упражнения

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 4 лет)

  • Тело — тельце,
  • голова — головка, головушка,
  • рука — ручка, рученька,
  • нога — ножка, ноженька,
  • палец — пальчик,
  • глаз — глазик, глазок,
  • уши — ушки,
  • шея — шейка,
  • нос — носик,
  • рот — ротик, роток,
  • зуб — зубик, зубок,
  • губа — губка,
  • язык — язычок,
  • пятка — пяточка,
  • локоть — локоток,
  • плечо — плечико,
  • спина — спинка,
  • живот — животик,
  • щека — щечка,
  • лицо — личико,
  • ладонь — ладошка,
  • голос — голосок.

 

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

  • Голова — две головы — голов,
  • рука — две руки — рук,
  • нога — две ноги — ног,
  • ступня — две ступни — ступней,
  • палец — два пальца — пальцев,
  • глаз — два глаза — глаз,
  • ухо — два уха — ушей,
  • нос — два носа — носов,
  •  рот — два рта — ртов,
  • зуб — два зуба — зубов,
  • язык — два языка — языков,
  • пятка — две пятки — пять пяток,
  • колено — два колена — колен,
  • локоть — два локтя — локтей,
  • плечо — два плеча — плечей,
  • спина — две спины — спин,
  • живот — два живота — животов,
  • волос — два волоса — волос,
  • щека — две щеки — щек,
  • лицо — два лица — лиц,
  • лоб — два лба — лбов,
  • ноготь — два ногтя — ногтей,
  • ресница — две ресницы — ресниц,
  • голос — два голоса — голосов.

 

Развиваем мышление и учим образовывать родительный падеж множественного числа существительных  

Нарисуйте в тетради человека.

1.Игра «Чего у человека много?»

  • Чего у человека много? - У человека много волос, зубов, ногтей, пальцев, ресниц.
  • Что у человека можно сосчитать? - У человека можно сосчитать руки, ноги,... пальцы... зубы...
  • Что у человека нельзя сосчитать? - У человека нельзя сосчитать волосы, ресницы.

  2.Игра «Один — одна — два — две»   (Согласование существительных с числительными)  

  • Чего у человека по одному? — Один нос, рот, язык, подбородок, живот.
  • Одна голова, спина, шея, грудь.
  • Чего у человека по два? —Два колена, локтя, виска, уха
  • Две губы, щеки, щеки, руки, ноги, ладони, пятки.

(брови, глаза, щеки, уши, плечи, руки, локти, ладони, ноги, коле­ни, пятки, ступни).

3. Игра "Назови части тела человека, которых нет у домашних животных"

 (лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи).

 

Образование существительных множественного числа «На­зови по образцу» (детям от 4 лет)

  • Палец (а они?) — пальцы,
  • плечо — плечи,
  • рука — руки,
  • нога — ноги,
  • язык — языки,
  • голова — головы,
  • колено — колени,
  • ухо — уши,
  • лоб — лбы,
  • локоть — локти,
  • бровь — брови,
  • голос — голоса,
  •  
  • ноготь — ногти,
  • веко — веки.

Словарь: ухо, шея, глаз, нос, рот,  зуб, губа, язык, пятка, локоть, плечо, спина, живот, волос, щека, лицо, лоб, локоть, колено, ладонь, ноготь, веко, бровь, голос, ресница.

Образование  существительных с преувеличительными суффиксами

Игра «Великан». ( Добиваться полного ответа.)

  • У тебя нос, а у великана? — У меня нос, а у великана — носище,
  • зубы — зубищи,
  • живот — животище,   
  • ноги — ножищи, 
  • глаза - глазищи,
  • губы — губищи,         
  • спина — спинища,
  • руки — ручищи и т.д.

 

Употребление притяжательных местоимений «мой», «моя», «мои».

Игра «Не ошибись».

  • Про какую части тела молено сказать «моя»? - Моя голова, моя нога...
  • Про какую часть тела можно сказать «мой»? - Мой нос, мой лоб...
  • Про какие части тела можно сказать «мои»? - Мои волосы, мои щёки...

 

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

  • головой мы (что делаем?) -— думаем;
  • ушами ... — слушаем;
  • глазами ... — смотрим;
  • носом ... — дышим, нюхаем;
  • ртом ... — едим, пьем, говорим;
  • руками ... — берем, держим, трогаем, рисуем;
  • ногами ... — ходим, бегаем, прыгаем.

Игра «Наши помощники»

  • Что помогает нам слышать? - Уши
  • видеть - глаза          
  • бегать (прыгать, ходить) - ноги
  • нюхать - нос        
  • обнимать (работать, гладить) - руки
  • кусать - зубы           
  • целовать - губы
  • разговаривать – язык и т. д.

 

Научим ребёнка делать обобщения

Игра «Назови одним словом»  

  • Пальцы, ладонь, локоть — это что? — рука.
  • Пальцы, пятка, ступня, колено — нога.
  • Спина, грудь, живот, бока - туловище.
  • Губы, зубы, язык, нёбо - рот.
  • Волосы, лоб, затылок, виски, глаза, нос, рот, щёки, уши - голова.

 

Обведите  в тетради руку ребёнка, попросите ребёнка раскрасить её и назвать пальцы, начиная с большого:

  • Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Сосчитать пальцы на обеих руках:

  • Один палец, два пальца, ... пять пальцев, ... десять пальцев.

 

Классификация понятий «Четвертый лишний»

  • Голова, шапка, ладонь, шея (шапка);
  • варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки);
  • нога, стопа, сапоги, колено (сапоги);
  • глаза, нос, рот, очки (очки).
  • ступня, колено, тапка, пятка (тапка)

 

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

  • «Близок локоток, да не укусишь».
  • «Хоть бы одним глазком взглянуть».
  • «Задрать нос».
  • «Голову повесить».

 

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

  • Большой — маленький,
  • трудолюбивый — ленивый,
  • низкий — высокий,
  • глупый — умный,
  • широкий — узкий,
  • детский — взрослый,
  • грустный — веселый,
  • поднимать — опускать,
  • длинный — короткий,
  • смелый — трусливый,
  • злой — добрый,
  • черный — белый,
  • говорить — молчать.
  • тонкий — толстый          
  • холодный — горячий
  • высокий — низкий              
  • сухой — мокрый                 
  • мягкий — твёрдый        
  • чистый — грязный            
  • тёмный — светлый
  • сильный — слабый

 

Предложите сравнить два объекта.

  • Человека и кота.
  • Человека и куклу.
Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz