![](/1/odezhda.jpg)
Г.А.Османова "Логопед - родителям" для детей 4-5 лет. Скачать
Дети должны знать:
- названия головных уборов;
- назначение и отличительные признаки разных головных уборов;
- как изготавливаются головные уборы.
Вместе с детьми.
- Объясните, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, головные уборы. Объясните понятия «сезонная одежда». Спросите у ребенка: «почему осенью нужно носить куртку, кепку, а летом – панаму, шорты, юбку».
- Вместе рассмотрите одежду своей семьи, кто что носит; материал, из которого она изготовлена, качество, рисунок…
- Приклейте картинки или нарисуйте обувь: ботинки, туфли, сапоги, валенки, кроссовки, кеды, тапки; головные уборы: шапка, шляпа, кепка, бейсболка, берет, платок; одежду: шуба, пальто, комбинезон, дублёнка, куртка, брюки, джинсы, кофта, костюм, варежки, перчатки, шарф, юбка, платье, майка, футболка, носки, колготки;
-
Научите ребёнка называть картинки, показывая их и добиваясь ответа фразой:
- Что это? — Это ботинки... — Это шапка....
- Как всё назовём одним словом? — Обувь (головные уборы, одежда)
Расширение словарного запаса детей:
названия: шапка, кепка, платок, тюбетейка, пилотка, бескозырка, каска, шлем, панама, ушанка, шаль, шляпа, фуражка, косынка, берет, пальто, шуба, комбинезон, плащ, куртка, костюм, брюки, пиджак, шорты, сарафан, блузка, юбка, платье, рубашка, халат, свитер, джемпер, кофта, жилет, варежки, перчатки, носки, колготки, майка, трусы, купальник, плавки, шарф, воротник, рукав, оборка, молния, карман, капюшон, пояс, кружева, пуговицы, фартук, заплатка, пошив, покупка.
признаки: головной (убор), ситцевый, льняной, шелковый, шерстяная, кожаная, меховая, пуховой, вязаная, нарядный, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, модельная, мягкая, красивый, длинный, короткий, узкий, широкий, новый, старый, грязный, чистый, теплый, холодный, легкий, мятый, глаженый, выходной, домашний, праздничный, удобная, клетчатый, полосатый, демисезонная.;
действия: шить, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, завязывать, развязывать, стирать, гладить, поправить, повесить, одевать, убирать, , утюжить, , полоскать, сушить, чинить, штопать, беречь, ухаживать, покупать, застегивать, зашивать, мерить, расстегивать, мять, марать.
Дидактические игры и упражнения
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
- Шапка — шапочка,
- пилотка — пилоточка,
- платок — платочек,
- шлем — шлемик,
- панама — панамка,
- шляпа — шляпка,
- косынка — косыночка,
- берет — беретик.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
- Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек,
- пилотка — пилотки — пилоток,
- каска — каски — касок,
- шапка — шапки — шапок,
- кепка — кепки — кепок,
- платок — платки — платков,
- панама — панамы — панам,
- шаль — шали — шалей,
- шляпа — шляпы — шляп,
- фуражка — фуражки — фуражек,
- косынка — косынки — косынок,
- берет — береты — беретов,
- колпак — колпаки — колпаков,
- шлем — шлемы — шлемов.
Игра «Чего в магазине много?»
- У тебя ботинки, а в магазине много (чего?) — В магазине много ботинок.
- Много: туфлей, сапог, валенок, кроссовок, кед, шапок, шляп, кепок, бейсболка, беретов, платков
- Много: курток, брюк, кофт, костюмов, варежек, перчаток, шарфов, юбок, платьев, маек, футболок, колготок, носок, пальто.
Употребление винительного и родительного падежа существительных. (Спросить по картинкам в тетради)
- - У какой одежды есть воротник?- У пальто есть воротник...
- - У какой одежды нет воротника? — У майки нет воротника...
- - У какой одежды есть рукава? — У рубашки есть рукава...
- - У какой одежды нет рукавов? - У юбки нет рукавов...
Образование прилагательные от существительных
«Назови, какая» (из какого материала сделана?) (детям от 5 лет)
- Шапка из меха — меховая,
- из шерсти — шерстяная,
- кепка из кожи — кожаная,
- панама из ситца — ситцевая,
- платок из шелка — шелковый,
- шаль из пуха — пуховая,
- шляпа из соломы — соломенная,
- ... фетра — фетровая,
- шапка из меха кролика — кроличья,
- ... лисы — лисья,
- ... норки — норковая,
Образование относительных прилагательных от существительных.
Игра «Какая одежда?»
- носят зимой – зимняя
- осенью – осенняя
- летом - летняя
- весной — весенняя
- носят осенью и весной — демисезонная
- женщин — женская
- для детей — детская
- взрослых — взрослая
- мужчин — мужская
- весной — весенняя
- шили — шитая
- вязали — вязанная
- халат для дома – домашний,
Поиск прилагательных к существительным.
Кофта (какая?) – вязаная, шерстяная, теплая, красная, новая…
Платье (какое?) – нарядное, повседневное, праздничное, кружевное…
Шарф (какой?) – длинный, синий, шерстяной, вязаный…
Образование простых причастий «Назови, какой, какая?» (детям от 6 лет)
- Шить — шитый,
- вышивать — вышитый,
- развязать — развязанный,
- завязать — завязанный,
- вязать — вязанный,
- носить — ношенный,
- складывать — сложенный,
- стирать — стиранный.
Согласование существительных с числительными.
- Один – носок, два – носка, пять – носков.
- Одно – пальто, два – пальто, пять – пальто.
- Одна – шуба, две – шубы, пять – шуб и т.д.
Согласование существительных с числительными «одна» - «один», «две» - «два»
Игра «Один - одна»
- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «один»? - Один ботинок (валенок, сапог, берет).
- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «одна»? - Одна тапка (туфля, кроссовка, чешка, шапка, шляпа, кепка, бейсболка).
- Про какую обувь мы скажем «два»? -Два ботинка (валенка, сапога)
- Про какую обувь мы скажем «две»? - Две тапки (туфли, кроссовки).
Согласование притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными.
Игра «Мой - моя - мои»
- Рубашка чья? - Моя рубашка (куртка, майка, шуба, кофта, юбка, футболка).
- Костюм чей? — Мой костюм (шарф).
- Носки чьи? - Мои носки (варежки, брюки, перчатки, джинсы).
Поиск предметов к действиям
Игра «Кто больше?»
- Что можно застегнуть? - Можно застегнуть молнию (кнопку, липучку, крючок...).
- Что можно завязать? — Можно завязать платок (шнурки, бант...)
- Что можно сшить? ~ Сшить можно платье, пальто, шубу, сарафан, рубашку...
- Что можно связать? - Связать можно шапку, носки, кофту, платок... и т. д.
Подбор антонимов.
Игра «Наоборот»
- Большой, а наоборот, как будет?- Маленький,
- длинный - короткий
- надевать - снимать
- широкий - узкий
- завязывать - развязывать
- тёплый - холодный
- застёгивать - расстёгивать
- тёмный - светлый
- намочить - высушить
- лёгкий - тяжёлый
- одевать - раздевать
Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»
- Почему головные уборы так называются?
- Для чего нужны головные уборы?
- Какие вы знаете головные уборы?
- Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?
- Назовите летние головные уборы, зимние и демисезонные, то есть те, которые носят весной и осенью.
- Из чего делают головные уборы?
Составление описательного рассказа по плану по теме «Головные уборы».
- Название.
- Какого цвета.
- Из чего состоит.
- Из какого материала.
- Для какого времени года предназначена.
Например: это шуба. Она коричневого цвета. У шубы есть воротник, рукава, манжеты, карманы, пуговицы. Сшита шуба из меха. Она меховая. Шубу носят зимой - это зимняя одежда. В шубе зимой тепло и уютно.
Нарисуйте рубашку и сапог, попросите ребёнка раскрасить их и составить сопоставительный рассказ о них по плану:
- Что это? - Это рубашка, а это сапог.
- Какие по цвету? - Рубашка жёлтая, а сапог красный.
- Какие есть части? - У рубашки есть воротник, рукава..., а у сапог носок, пятка...
- Из чего сделаны? - Рубашка из хлопка, а сапог из колеи.
- Что к чему относится? - Рубашка - одежда, а сапог — обувь.