Четверг, 09.05.2024, 00:19
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы
 
 

 

Г. А. Османова "Логопед - родителям" для детей 4-5 лет (скачать)

 

 

Родителям рекомендуется:

  • вместе  с  ребёнком  понаблюдать  на  улице  за  движением  различного  транспорта;
  • познакомить  его  с  такими  видами  транспорта,  как  наземный,  воздушный,  водный,  подземный,  железнодорожный;
  • побеседовать  с  ним  о  необходимости  соблюдения  правил  дорожного движения,  а  также  о  профессии  шофёра; 
  • для  закрепления  у  ребёнка  знаний  о  транспорте  и  уличном  движении  задать  следующие вопросы:
  1.  Какие  машины  перевозят  грузы?  людей? 
  2.  На  какой  свет  светофора  можно  переходить  улицу? 

Дети должны знать:

  • какие существуют виды транспорта, их названия;
  • назначение разных видов транспорта;
  • названия частей разных транспортных средств;
  • названия профессий людей, которые работают на транспорте.

Расширение словарного запаса детей:

названия: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, карета «скорой помощи», милицейская машина, пожарная машина, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, яхта, парусник, лошадь, олени, собаки, осел, верблюд, сани, телега, кибитка, карета, упряжка, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электриче­ство, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт;

признаки: легковой, грузовой, пассажирский, городской, между­народный, железнодорожный, воздушный, водный, гужевой, назем­ный, подземный, почтовый, скорый, санитарный, военный, моторная, подводная, служебная, строительная;

действияедет, мчится, бежит, несется, взлетает, летит, приземля­ется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристает, причаливает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит, загружается, раскачивается.

 

Дидактические игры и упражнения.

 

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»

  • Автобус — автобусы — автобусов,
  • грузовик — грузовики — грузовиков,
  • поезд — поезда — поездов,
  • машина — машины — машин,
  • троллейбус — троллейбусы — троллейбусов,
  • лодка — лодки — лодок,
  • электричка — электрички — электричек,
  • колесо — колеса — колес,
  • самолет — самолеты — самолетов,
  • пилот — пилоты — пилотов,
  • корабль — корабли — кораблей,
  • телега — телеги — телег,
  • самокат –  самокаты – самокатов. 

 Согласование  числительных  с  существительными.

  Порядковые  числительные:    

  • первый  автобус,  второй   автобус,  третий  автобус, 
  • четвёртый  автобус,   пятый  автобус;      
  • первая  машина,  вторая  машина,  третья  машина, 
  • четвёртая  машина,  пятая  машина.       

                                                              

   Количественные  числительные:

  • один  самолёт,  два  самолёта,  три  самолёта,  четыре  самолёта,  пять  самолётов;
  • одна  машина,  две  машины,  …,  пять  машин и т.д.

Образование существительных в родительном падеже   

- У какого транспорта есть кабина?

- У какого транспорта есть: кузов, колёса, шасси, нос, хвост, крылья.

 

 Употребление творительного падежа существительных с предлогом «НАД».

Игра  «Над чем летит самолёт?»

Внизу река, самолёт летит НАД ЧЕМ? - над рекой.

Внизу: поле, лес, море, село.

 

Связь слов в предложении «Составь предложение правильно»

  • Машина, ехать, дорога.
  • Самолет, небо, летит, высоко.
  • Большой, волны, корабль, плывет.
  • Шоссе, автомобиль, мчится. 
  • Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  • Едет, тропинка, велосипедист.

​ 

 

Дидактическая игра   «Подбери  признак».  

  •  Машина  (какая?)  –   …,      
  • автобус   (какой?)  –     … ;
  • самолёт     (какой?)   –   ….  .

   Дидактическая  игра  «Подбери  действия  к  предметам».            

  • Поезд  (что  делает?)   –   …,  
  • самолёт  (что  делает?)   –   …,  
  • пароход    (что  делает?)   –  … .

Образование  причастия от глаголов.

Игра: «Какой самолёт?»

  • Самолёт заправляется, самолёт (какой?) - заправляющийся
  • летит — летящий  
  • гудит — гудящий    
  • взлетает — взлетающий
  • сигналит — сигналящий     
  • плывёт — плывущий         
  • тормозит - тормозящий

Подбор  антонимов к прилагательным и наречиям  

Игра «Наоборот»

  • Большой  - маленький
  • длинный — короткий        
  • высоко – низко         
  • быстрый — медленный   
  • далеко - близко     
  • старый — новый     
  • быстро — медленно и т. д.

Поиск соответствующего понятия «Кто чем управляет?» (де­тям от 5 лет)

  • Автобусом управляет (водитель);
  • грузовиком управляет (шофер);
  • поездом управляет (машинист);
  • вертолетом управляет (вертолетчик);
  • самолетом управляет (летчик);
  • кораблем управляет (капитан);
  • мотоциклом управляет (мотоциклист);
  • велосипедом управляет (велосипедист);
  • ракетой управляет (космонавт);
  • лодкой управляет (лодочник).

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

  • Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет);
  • катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл);
  • троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед).
  • пароход,  лодка,  самолёт,  парусник (самолет);
  • автомобиль,  трамвай,  троллейбус,  метро  (автомобиль);
  • самолёт,   вертолёт,  велосипед,   воздушный  шар  (как  вид  воздушного  транспорта)  (велосипед).

Образование существительных префиксальным способом «Придумай новые слова» (детям 68 лет)

  • Ехать — переехать, доехать, выехать, заехать, объехать, наехать;
  • плыть — ... ;
  • лететь — ... ;
  • бежать — ... ;
  • ходить — ....

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)

  • Шина для автомобилей (какая?) — автомобильная,
  • билет на автобус (какой?) — автобусный,
  • масло для машин (какое?) — машинное.

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови» (детям 68 лет)

Как называются машины, которые:

  • Если транспорт перевозит грузы, то это транспорт (какой?) - грузовой
  • людей - пассажирский
  • туристов – туристический
  • военных — военный            
  •  космонавтов — космический
  • приезжают к больным («скорой помощи»), на пожары (пожарные).
  • ездит в городе — городской            
  • ездит под землёй - подземный
  • плавает под водой — подводный  
  • кран поднимает — подъёмный
  • по железной дороге — железнодорожный
  •  машина снег убирает — снегоуборочная
  • летает с большой скоростью - скоростной      
  • мусор убирает – мусороуборочная
  • поливает - поливальная

Составь описательный рассказ о транспорте по плану:

  • Что это? (как называется это транспортное средство?) 
  • Из каких частей оно состоит?
  • Где может ездить?
  • Кто управляет?
  • Какой это вид транспорта?
  • Для чего используется, что перевозит?

​​

Текст для запоминания (детям 68 лет)

Мчатся по улице автомобили.

  • Обрати внимание: на многих автомобилях нарисованы яркие отличительные знаки. А иногда и весь автомобиль окрашен в яр­кий, заметный цвет. Для чего это надо?
  • Вот проехал автомобиль-цистерна. Он возит какую-то жид­кость: чистую воду (голубая цистерна), молоко (светло-желтая ци­стерна), цемент (оранжевая цистерна)... Теперь узнаешь эти ма­шины? Несколько раз медленно повтори слово «цистерна»!
  • Промчался красный автомобиль — пожарная машина, у этой ма­шины еще есть отличительные звуковые и световые сигналы. Какие?
  • Легко узнать почтовую машину, у нее на борту — диагональная синяя полоса.
  • Машина с красным крестом на борту — санитарная (карета «ско­рой помощи»). Как и у пожарной — у нее свои сигналы. Какие?
  • Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?
  • Милицейская машина — она очень заметная, на борту — горизонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и зву­ковые сигналы. Какие?
  • Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название рефрижератор. Постарайся четко произнести это название машины.
  • За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов. Медленно и чет­ко произнеси слова: милиционер-регулировщик, регулировать.

Правила уличного движения

  • Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.
  • Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным до­рожкам или подземным переходам. Сойдя с тротуара, нужно посмот­реть налево, нет  ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо.
  • Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.

Вырежи картинки  с  изображением  различного  транспорта  и  вклеить  их  в  тетрадь.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz