Пятница, 26.04.2024, 08:24
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы

 

 

Г.А. Османова "Логопед родителям" для детей 4-5 лет (скачать)

 

Родителям рекомендуется:

  • познакомить ребёнка с перелётными  птицами:  журавлём,  гусем, лебедем,  уткой;
  • рассмотреть на иллюстрациях их  внешний  вид,  указывая  различные  признаки;
  • объяснить,  почему  они  называются  перелётными,  рассказать,  куда  и  когда  они  улетают;
  • по возможности  во  время   прогулки  показать  детям  перелётных  птиц – стаю  улетающих  уток,  гусей  и  т.д.;
  • обратить  внимание  на  тех  птиц,  которые  остаются  зимовать,  на  погоду,  на  её  изменения.

 

Дети должны знать.

  • названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет­ных птиц;
  • понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
  • куда улетают птицы, почему;
  • части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
  • голоса, повадки птиц, их жилье.

 

Расширение словарного запаса детей:

названия: грач, жаворонок, скворец,  дрозд, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван, певец, насекомые, страны; 

признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный, большая, маленькая,   теплые (края), хлопотливые, красивые;     

действия: летать, прилетать ,возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, строить, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить, откладывать, вить, выводить, высиживать, кормить,  растить, пищать, петь, покидать, прощаться, собираться, поедать, клевать, уничтожать.   

Дидактические игры и упражнения

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

  • Птенец — птенчик,
  • перо — перышко,
  • голова — головка, головушка,
  • соловей — соловушка,
  • шея — шейка,
  • жаворонок — жаворонушек,
  • крыло — крылышко,
  • скворец — скворушка,
  • гусь — гусек, гусенок,
  • утка — уточка,
  • лебедь — лебедушка,
  • гнездо — гнездышко,
  • журавль — журавушка,
  • трясогузка — трясогузонька,
  • аист — аистенок,
  • цапля — цапелька.

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 67 лет)

  • Грач — грачонок — грачата,                                                  
  • аист — аистенок — аистята,
  • стриж — стриженок — стрижата,                                       
  • журавль — журавленок — журавлята,
  • кукушка — кукушонок — кукушата,                                   
  • лебедь — лебеденок — лебедята,
  • скворец — скворчонок — скворчата,                                  
  • утка — утенок — утята,
  • гусь — гусенок — гусята.

 

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, ка­кая стая?» (детям 67 лет)

  • Клин лебедей — лебединый,                                       
  • караван журавлей — ... , 
  • стая уток — ... ,              
  • ... грачей — ... ,               
  •  ... соловьев — ... .

 

Отвечать на вопросы: чей? чья? чьи?

Чей клюв? 

  • У журавля – журавлиный; 
  • У гуся – гусиный; 
  • У утки-...; 
  • у кукушки-...; 
  • у грача-...

 

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

  • Грач — грачи — грачей,         
  • птица — птицы — птиц, 
  • стриж — стрижи — стрижей,
  • аист — аисты — аистов,        
  • жаворонок — жаворонки — жаворонков,
  • скворец — скворцы — скворцов,
  • трясогузка — трясогузки — трясогузок,
  • журавль — журавли — журавлей,
  • гусь — гуси — гусей,
  • утка — утки — уток,
  • селезень — селезни — селезней,
  • ласточка — ласточки — ласточек,
  • соловей — соловьи — соловьев,
  • лебедь — лебеди — лебедей,
  • кукушка — кукушки — кукушек,
  • гнездо — гнезда — гнезд,
  • яйцо — яйца — яиц,
  • птенец — птенцы — птенцов.

Образование  существительных в творительном  падеже с предлогом "над"

Игра  «Над чем летит птица?»

  • Внизу море, птица летит (над чем?) - над морем.
  • Внизу: поле, лес, город, деревня, село.​

Образование  существительных в дательном  падеже  

 Игра  «Кому мы рады?»  (Добиваться полного ответа).

  • Прилетела ласточка, мы рады (кому?) - Мы рады ласточке. 
  • Рады: кукушке, грачу, стрижу, журавлю, жаворонку, аисту, соловью, дрозду.

 

Материал для запоминания «Расскажи о птице».

Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомы­ми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длин­ные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).

Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнез­да вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.

Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длин­ные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших боло­тах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, кореш­ками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами. Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем па­дать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет.

 

Дидактическая игра «Узнай  птицу  по  описанию». (Взрослый  описывает  внешние  признаки  перелётной  птицы,  а  ребёнок  называет  её.)

 

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (де­тям 67 лет)

  • Ласточка — щебечет,
  • грач — кричит «гра»,
  • соловей — заливается, свистит, щелкает,
  • кукушка — кукует,
  • журавль — курлычет,
  • жаворонок — звенит,
  • гусь — гогочет, 
  • утка — крякает.  

 

Классификация понятий «Четвертый лишний» (Определить лишнее слово и объяснять: почему? )

  • Сорока, ворона, синица, ласточка  (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
  • Жук, бабочка, птенец, комар  (птенец – птица, остальные насекомые).

 

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

  1. Зимующая или перелётная птица?
  2. Почему их так называют?
  3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
  4. Чем питается?
  5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
  6. Как называются птенцы?

 

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz