Среда, 08.05.2024, 23:13
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы
 

 

 Дети должны знать:

  • названия фруктов и их частей;
  • где, на чем фрукты растут;
  • свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметь различать по внешнему виду, правильно определять);
  • что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.;
  • что фрукты полезны, в них много витаминов.

 

Расширение словарного запаса детей:

названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, пер­сик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, кос­точка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкус­ный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, ма­ленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

 

Дидактические игры и упражнения

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет).

  • Яблоко — яблочко — яблочки,
  • груша — грушка — грушки,
  • лимон — лимончик — лимончики,
  • апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
  • мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
  • абрикос — абрикосик — абрикосики,
  •  вишня — вишенка — вишенки,
  • банан — бананчик — бананчики,
  • дерево — деревце — деревца,
  • сад — садик — садики,
  • ветка — веточка — веточки.

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много».

  • Яблоко — яблоки — яблок,
  • груша — груши — груш,
  •  слива — сливы — слив,
  • персик — персики — персиков,
  • абрикос — абрикосы — абрикосов,
  • хурма —- хурма — много хурмы,
  • вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),
  •  апельсин — апельсины — апельсинов,
  • лимон — лимоны — лимонов,
  • фрукт — фрукты — фруктов,
  • сад — сады — садов,
  • косточка — косточки — косточек,
  • дерево — деревья — деревьев,
  • ветка — ветки — веток,
  • пальма — пальмы — пальм,
  • семя (семечко) — семена — много семян,
  • сок — соки — много соков, много сока.

Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай фрукты» (детям 5—7 лет).

  • Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
  • одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
  • одна груша — две груши — пять груш,
  • одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
  • один банан — два банана — пять бананов,
  • один желтый банан — два желтых банана — пять желтых ба­нанов.

Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—7 лет).

  • Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,
  • ... грушами — грушевое — груша,
  • ... сливами — сливовое — слива,
  • ... персиками — персиковое — персик,
  • ... абрикосами — абрикосовое — абрикос;
  • пальма с бананами — банановая.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»

  • Сок из яблок — яблочный,
  • ... груш — грушевый,
  • ... слив — сливовый,
  • ... вишни — вишневый,
  • ... лимонов — лимонный,
  • ... абрикосов — абрикосовый,
  • ... апельсинов — апельсиновый,
  • ... персиков — персиковый,
  • ... фруктов — фруктовый,
  • ... мандаринов — мандариновый.

Поиск антонимов «Скажи наоборот».

  • Персик большой, а абрикос маленький;
  • у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
  • апельсин круглый, а банан длинный;
  • лимон кислый, а персик сладкий;
  • апельсин больше, а мандарин меньше.

Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах».

нарисуйте контур любого фрукта, попросите ребёнка раскрасить его, составьте рассказ о нём по плану:

  1. Что это? (название фрукта).
  2. Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)
  3. Какой формы, цвета?
  4. Какой он на вкус?
  5. Какой он на ощупь?
  6. Что можно из него приготовить?

 

Игра «Исправь ошибки»

Письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблоч­ный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Топтыжка»

 

Развитие связной речи. (Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»).

"Косточка"     Л. Н. Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто—нибудь одну сливу? Все  сказали:

— Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто—нибудь из вас, это нехорошо, но не в  том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день  умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

  
Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz