Дети должны знать:
- названия фруктов и их частей;
- где, на чем фрукты растут;
- свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметь различать по внешнему виду, правильно определять);
- что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.;
- что фрукты полезны, в них много витаминов.
Расширение словарного запаса детей:
названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;
признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;
действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.
Дидактические игры и упражнения
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет).
- Яблоко — яблочко — яблочки,
- груша — грушка — грушки,
- лимон — лимончик — лимончики,
- апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
- мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
- абрикос — абрикосик — абрикосики,
- вишня — вишенка — вишенки,
- банан — бананчик — бананчики,
- дерево — деревце — деревца,
- сад — садик — садики,
- ветка — веточка — веточки.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много».
- Яблоко — яблоки — яблок,
- груша — груши — груш,
- слива — сливы — слив,
- персик — персики — персиков,
- абрикос — абрикосы — абрикосов,
- хурма —- хурма — много хурмы,
- вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),
- апельсин — апельсины — апельсинов,
- лимон — лимоны — лимонов,
- фрукт — фрукты — фруктов,
- сад — сады — садов,
- косточка — косточки — косточек,
- дерево — деревья — деревьев,
- ветка — ветки — веток,
- пальма — пальмы — пальм,
- семя (семечко) — семена — много семян,
- сок — соки — много соков, много сока.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай фрукты» (детям 5—7 лет).
- Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
- одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
- одна груша — две груши — пять груш,
- одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
- один банан — два банана — пять бананов,
- один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—7 лет).
- Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,
- ... грушами — грушевое — груша,
- ... сливами — сливовое — слива,
- ... персиками — персиковое — персик,
- ... абрикосами — абрикосовое — абрикос;
- пальма с бананами — банановая.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
- Сок из яблок — яблочный,
- ... груш — грушевый,
- ... слив — сливовый,
- ... вишни — вишневый,
- ... лимонов — лимонный,
- ... абрикосов — абрикосовый,
- ... апельсинов — апельсиновый,
- ... персиков — персиковый,
- ... фруктов — фруктовый,
- ... мандаринов — мандариновый.
Поиск антонимов «Скажи наоборот».
- Персик большой, а абрикос маленький;
- у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
- апельсин круглый, а банан длинный;
- лимон кислый, а персик сладкий;
- апельсин больше, а мандарин меньше.
Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах».
нарисуйте контур любого фрукта, попросите ребёнка раскрасить его, составьте рассказ о нём по плану:
- Что это? (название фрукта).
- Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)
- Какой формы, цвета?
- Какой он на вкус?
- Какой он на ощупь?
- Что можно из него приготовить?
Игра «Исправь ошибки»
Письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
«Здравствуйте, дети!
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.
Топтыжка»
Развитие связной речи. (Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»).
"Косточка" Л. Н. Толстой
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто—нибудь одну сливу? Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто—нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.