Г.А. Османова "Логопед - родителям" для детей 4-5 лет (скачать).
Родителям рекомендуется:
-
побеседовать с ребёнком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые цветы называются первоцветами;
-
вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе);
-
обратить внимание на цвет и запах цветов.
-
приклеить или нарисовать следующие цветы: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, незабудка, фиалка, ромашка, одуванчик, ландыш, василёк, колокольчик, вьюнок, зверобой, крапива, лопух, подорожник, клевер, кувшинка, лилия, роза, тюльпан, гвоздика, гладиолус, мак, астра и т.д.
-
научить ребёнка называть цветы и отвечать на вопрос:
- Как всё это назовём, одним словом? — Цветы.
Дети должны знать:
существительные: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.
прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.
глаголы: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.
Дети должны уметь.
Правильно считать.
- Один цветок, два цветка,…, пять цветков…
- Одна фиалка, две фиалки,…, пять фиалок…
Подбирать признаки.
- Подснежник – первый, белый, нежный…
- Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
- Листья - …
- Мимоза - …
Подбирать глаголы.
Цветы можно – сажать, срывать, поливать…
Описывать и сравнивать цветы по плану:
- Название.
- Строение.
- Где растет.
- Способы ухода.
- Для чего нужны цветы.
Дидактические игры и упражнения
Образование существительных родительного падежа множественного числа.
Игра «Чего в лесу (в поле, на лугу, в саду) много?»
-
У тебя одна ромашка, а в поле много (чего?) - в поле много ромашек.
-
Словарь: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, незабудка, фиалка, ромашка, одуванчик, ландыш, василёк, колокольчик, вьюнок, зверобой, крапива, лопух, подорожник, клевер, кувшинка, лилия, роза, тюльпан, гвоздика, гладиолус, мак, астра и т.д.
Согласование прилагательных с существительными.
Игра «Подбери признак»:
-
Подснежник (какой?) - первый, весенний, нежный....
-
крапива (какая?) - Зелёная, жгучая...
-
одуванчик (какой?) – … ,
-
мать-и-мачеха (какая?) – … ,
-
незабудки (какие?) – … и т.д.
Согласование существительных с количественными числительными.
Игра «Сосчитай от одного до десяти».
-
Одна ромашка, две ромашки... пять ромашек... десять ромашек.
-
Один васелёк....
Словарь: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, незабудка, фиалка, ромашка, одуванчик, ландыш, василёк, колокольчик, вьюнок, зверобой, крапива, лопух, подорожник, клевер, кувшинка, лилия, роза, тюльпан, гвоздика, гладиолус, мак, астра и т.д
Согласование существительных с числительными «один» и «одна».
Игра «Не ошибись».
-
Про какой цветок скажем «одна»? - Одна ромашка (роза, гвоздика...).
-
Про какой цветок скажем «один»? — Один подснежник (одуванчик, ландыш)
Образование прилагательных от существительных.
Игра «Скажи - какой?»
-
Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый
-
в поле — полевой
-
на лугу - луговой
-
в лесу — лесной
-
растёт весной - весенний
-
растёт в комнате — комнатный
-
растёт летом — летний
-
лечит болезни — лечебный
-
растёт много лет — многолетний
-
одно лето — однолетний
-
растёт для декора — декоративный
-
приносит пользу – полезный
Образование причастия от глаголов.
-
Цветок растёт, он (какой?) — растущий
-
цветёт — цветущий
-
вянет - вянущий
-
пахнет - пахнущий
-
радует — радующий
Составление описательного рассказа о любом цветке по плану:
-
Что это?
-
Какой стебель?
-
Какие листья'?
-
Какого цвета лепестки?
-
Где растёт?