Четверг, 25.04.2024, 06:55
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы
 
 
 
 

Дети должны знать:                                    

  • первые приметы весны в природе;
  • что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
  • как выглядят деревья и трава весной;
  • как животные и птицы встречают весну;
  • чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
  • что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.   
 
Расширение словарного запаса детей:

названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролес­ки, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;

признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радо­стная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журча­щий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелет­ные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;

действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцвета­ют, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, вы­водят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

 

          Дидактические игры и упражнения.

 

Материал для запоминания «Весной» (детям 6—8 лет)

Весенние месяцы — март, апрель и май. Весной солнце под­нимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригре­вает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя ка­пель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появля­ются проталины.

Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках на­бухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, под­снежник, медуница, калужница, хохлатка.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилета­ют грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит мед­ведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появ­ляются малыши.

Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посе­вов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах — укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.

 

Построение монолога "Расскажи о весне по плану" (детям 6-8 лет)

1)  приметы весны;

2)  весенние месяцы;

3)  перелетные птицы;

4)  что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.

 

Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По по­лям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ру­чейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрач­ной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.

На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В возду­хе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело привет­ствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».

 

Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (де­тям 6—8 лет)

  • Дни, а, ночи.
  • Солнце, поднимается, греет.
  • Холодов, морозов.
  • Снег, проталины, набух.
  • Ручейки, весенние, по полям, лугам.
  • Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, ко­торые.
  • Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.
  • Воробьи, чирикать, приветствовать.
  • Грачи, стран, родные края.
  • Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».

 

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагатель­ными, «Назови, какое, какая?»

  • Солнышко (какое?) —яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласко­вое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ...;
  • травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вя­нет, желтеет, радует ... ;

Словарь: солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яб­лони ... .

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)

  • Проталина — проталинка,
  • лужа — лужица,
  • ручей — ручеек,
  • льдина — льдинка,
  • гнездо — гнездышко,
  • почка — почечка,
  • лист — листочек,
  • трава — травка, травушка,
  • поле — полюшко,
  • солнце — солнышко,
  • луч — лучик,
  • пень — пенек,
  • весна — веснушка,
  • огород — огородик,
  • луг — лужок,
  • облако — облачко,
  • дерево — деревце.

 

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

  • Месяц — месяцев,
  • весна — весен,
  • проталина — проталин,
  • лужа — луж,
  • ручей — ручьев,
  • льдина — льдин,
  • птица — птиц,
  • гнездо — гнезд,
  • почка — почек,
  • листья — листьев,
  • трава — трав,
  • подснежник — подснежников,
  • поле — полей,
  • сад — садов,
  • грядка — грядок,
  • луч — лучей,
  • сосулька — сосулек,
  • дерево — деревьев.

 

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)

  • Один ручей — два ручья — пять ручьев,
  • один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говор­ливых ручьев,
  • одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, 
  • одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево.

 

Образование существительных множественного числа «За­кончи правильно предложение» (детям 6—8 лет)

  • На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда).
  • На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья).
  • На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).
  • У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).

 

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»

  • День (какой?) — весенний, 
  • погода (какая?) — весенняя,
  • настроение (какое?) — весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz