Дети должны знать:
- первые приметы весны в природе;
- что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
- как выглядят деревья и трава весной;
- как животные и птицы встречают весну;
- чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
- что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.
названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;
признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;
действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.
Дидактические игры и упражнения.
Материал для запоминания «Весной» (детям 6—8 лет)
Весенние месяцы — март, апрель и май. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины.
Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появляются малыши.
Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах — укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.
Построение монолога "Расскажи о весне по плану" (детям 6-8 лет)
1) приметы весны;
2) весенние месяцы;
3) перелетные птицы;
4) что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.
Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.
На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».
Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (детям 6—8 лет)
- Дни, а, ночи.
- Солнце, поднимается, греет.
- Холодов, морозов.
- Снег, проталины, набух.
- Ручейки, весенние, по полям, лугам.
- Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.
- Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.
- Воробьи, чирикать, приветствовать.
- Грачи, стран, родные края.
- Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».
Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»
- Солнышко (какое?) —яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ...;
- травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»
Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует ... ;
Словарь: солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яблони ... .
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)
- Проталина — проталинка,
- лужа — лужица,
- ручей — ручеек,
- льдина — льдинка,
- гнездо — гнездышко,
- почка — почечка,
- лист — листочек,
- трава — травка, травушка,
- поле — полюшко,
- солнце — солнышко,
- луч — лучик,
- пень — пенек,
- весна — веснушка,
- огород — огородик,
- луг — лужок,
- облако — облачко,
- дерево — деревце.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
- Месяц — месяцев,
- весна — весен,
- проталина — проталин,
- лужа — луж,
- ручей — ручьев,
- льдина — льдин,
- птица — птиц,
- гнездо — гнезд,
- почка — почек,
- листья — листьев,
- трава — трав,
- подснежник — подснежников,
- поле — полей,
- сад — садов,
- грядка — грядок,
- луч — лучей,
- сосулька — сосулек,
- дерево — деревьев.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)
- Один ручей — два ручья — пять ручьев,
- один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говорливых ручьев,
- одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,
- одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.
Так же со словами: лужа, луч, дерево.
Образование существительных множественного числа «Закончи правильно предложение» (детям 6—8 лет)
- На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда).
- На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья).
- На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).
- У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).
Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»
- День (какой?) — весенний,
- погода (какая?) — весенняя,
- настроение (какое?) — весеннее.
Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.