рассказать ребёнку о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе;
рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью они стоят голые;
вместе с ребёнком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;
обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы.
Вместе с ребенком.
Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану.
После какого времени года наступает осень?
Назовите осенние месяцы.
Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
Какие праздники отмечают осенью?
Дети должны знать.
названия осенних месяцев (называть первый, второй, третий осенний месяц; какой месяц после (до) октября?);
основные приметы осени;
что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет).
Дождь — дождик, дождичек,
солнце — солнышко,
лужа — лужица,
дерево — деревце,
ветер — ветерок,
лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка,
лес — лесок,
сад — садик,
птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет).
Месяц - месяцев,
дождь - дождей,
лужа - луж,
урожай - урожаев,
сад-садов,
огород - огородов,
зонт - зонтов,
лес - лесов,
фрукт - фруктов,
овощ - овощей,
листья - листьев,
птица - птиц,
слякоть - слякоти.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь?- дождливая,
... дует ветер - ветреная;
... холодно - холодная;
... пасмурно - пасмурная,
... сыро - сырая,
... хмуро - хмурая,
... солнечно - солнечная,
... ясно - ясная.
Образование прилагательных от глаголов.
Лист падает, значит, лист (какой?) - падающий
лист увядает – увядающий
дождь моросит - моросящий
шелестит — шелестящий
летит - летящий
шуршит — шуршащий
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет).
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Пересказ рассказа «Осень» (детям 6—7 лет).
После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли.
Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ... .
Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:
когда наступает осень;
осенние месяцы;
приметы осени в природе;
красота золотой осени;
что делают птицы и животные осенью;
труд человека в осенний период;
осенняя одежда.
Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» (детям от 6 лет).
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.