Среда, 24.04.2024, 18:44
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы

 

Г.А. Османова "Логопед - родителям" для детей 4-5 лет. 

1. Библиотекарь. Скачать

2. Мамины профессии. Скачать

3. Профессии на транспорте. Скачать

4. Стройка. Мой дом. Скачать

 

Дети должны знать:

названия разных профессий.

 

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребёнком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
  • спросить у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
  • рассказать ребёнку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;
  • если есть возможность, отведите ребёнка на место вашей работы.

 

Расширение словарного запаса детей:

названия: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, лет­чик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, сте­кольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птич­ница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсес­тра;

признаки: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисципли­нированный;

действия: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пи­шет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, счи­тает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, уп­равляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

 

Дидактические игры и упражнения

 

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

  • Учитель — учителя — учителей,
  • врач — врачи — врачей,
  • продавец — продавцы — продавцов,
  • пекарь — пекари — пекарей,
  • фотограф — фотографы — фотографов,
  • портной — портные — портных,
  • доярка — доярки — доярок,
  • почтальон — почтальоны — почтальонов.

 

Образование существительных женского рода «Назови по образцу» (детям от 6 лет)

  • Он художник, а она — художница;
  • он учитель, а она — ... ;
  • он писатель, а она — ... ;
  • он проводник, а она — ... ;
  • он певец, а она — ... ;
  • он переводчик, а она — ... .
  • телеграфист — телеграфистка
  • отправитель - отправительница
  • почтальон — почтальонка           
  •  получатель - получательница
  • заказчик — заказчица         
  • сортировщик - сортировщица
  • штамповщик - штамповщица    
  • подписчик — подписчица
  • ткач  –  ткачиха;
  • повар – … ;  
  • воспитатель – … ;    
  • продавец – … ;  
  • лётчик – … ;
  • пианист – … ;
  • скрипач – … .

 

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

  • Учитель — учит читать, писать, считать;
  • пожарный — тушит пожар;
  • строитель — строит и ремонтирует дома;
  • маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит;
  • фотограф — фотографирует;
  • повар — ... ;
  • портной — ... ;
  • парикмахер — ... ;
  • библиотекарь — ... ;
  • врач — ... ;
  • писатель — ... ;
  • водитель — ... ;
  • тракторист — ... ;
  • доярка — ... ;
  • птичница — ....

Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»

  • Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;
  • врачу — лекарство, белый халат, градусник;
  • художнику — ... ;
  • учителю — ... ;
  • портному — ... ;
  • маляру — ... ;
  • рыболову — ... ;
  • продавцу — ... ;
  • садовнику — ... ;
  • плотнику — ... ;
  • доярке — ... ;
  • трактористу — ....

 

Образование  дательного падежа существительных

  • Кастрюля нужна (кому?) - повару.
  • Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.

 

Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию» (де­тям от 6 лет)

  • Кто носит багаж? (Носильщик.)
  • Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
  • Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
  • Кто работает на кране? (Крановщик.)
  • Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
  • Кто точит ножи? (Точильщик.)
  • Кто чинит часы? (Часовщик.)
  • Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
  • Кто красит стены? (Маляр.)
  • Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
  • Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
  • Кто играет на рояле? (Пианист.)

 

Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в).

  • Куда пойдёт мама, если нужен врач?
  • Куда ты пойдёшь, если нужно сшить платье?
  • Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб? и т.д.

 

Поиск фактических ошибок «Путаница»

  • Маляр шьет одежду.
  • Водитель управляет самолетом.
  • Парик­махер вяжет кофту.
  • Библиотекарь разносит почту.
  • Фотограф сочиняет музыку.
  • Тракторист шьет одежду.

 

Дидактическая игра «Почему так названы?»    (сложные слова):      

  • рыболов  –  ловит рыбу,   
  • пчеловод –  разводит  пчёл ,    
  • землекоп  – …, 
  • лесоруб  – …,   
  • трубочист – … .

 

Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени).

  • Я буду строителем, построю дома.
  • Я буду … .

 

Дидактическая игра «Бывает  –  не  бывает»  

(осмысление  логико-грамматических  конструкций).

  •  Повар  варит  суп. 
  • Суп  варит  повар. 
  • Суп  варит  пÓвара.   
  • Суп  сварен  поваром. 
  • Поваром  сварен  суп. 
  • Повар  сварен    супом. 
  • Супом  сварен  повар.

 

Построение монолога «Опиши профессию по плану»:

1)  Название профессии;

2)  Какие инструменты нужны для работы по этой профессии;

3)  Что делает человек этой профессии.

 

Составьте  рассказ  «Мамина  работа».

 

Поиск соответствующего понятия «Назови» (детям 68 лет):

  • а) детского врача — ... (педиатр),
  • зубного врача — ... (стоматолог),
  • глазного врача — ... (окулист),
  • врача, делающего операции, — ... (хирург),
  • врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог),
  • помощник врача — ... (медицинская сестра);
  • б)      медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);
  • в)       медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, гра­дусник, молоточек, пинцет).

 

Поиск соответствующего понятия и построение монолога «Бе­седа по теме»

  • Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.)
  • Назовите про­фессии своих родителей.
  • Для чего нужны профессии? Кем вы хотите стать, когда вырастете?
  • Для чего надо учиться професси­ям?
  • Где им обучаются?

 

Формирование  слоговой  структуры  слов

Повтори  фразу:  «Волосы  подстригают  в  парикмахерской» 

 

Тема: «Почта. Телефон. Телеграф»

 

Родителям рекомендуется:

  • показать ребенку корреспонденцию, которую  выни­маете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, от­крытки; рассмотреть их с ребенком;
  • показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, те­леграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;
  • рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;
  • показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;
  • показать ребенку посылку;
  • предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;
  • вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников; 
  • рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);
  • приклеить картинки или нарисовать письмо, телеграмму, газету, журнал, открытку, посылку.
  • научить ребёнка называть картинки.

 

Дети должны знать:

  • что такое почта, для чего она предназначена;
  • названия разных почтовых отправлений;
  • кто работает на почте, чем занимаются почтальоны, телеграфисты и др.;
  • как отправить письмо или посылку.

 

Расширение словарного запаса детей:

названия: почта, почтальон, оператор, письмо, конверт, телеграм­ма, посылка, перевод, адрес, открытка, газета, журнал, бланк, банде­роль, печать, индекс, телефонист, телеграфист, адресат, отправитель, телефон, телеграф, переговоры, извещение, доставка;

признаки: почтовый, телеграфный, телефонный, переговорный, срочный, ценная, заказное, поздравительная;

действия: посылать, отправлять, получать, упаковывать, штампо­вать, сортировать, разбирать, доставлять, выписывать, поздравлять, переписываться, телеграфировать, заполнять, вызывать, заказывать.

 

Дидактические игры и упражнения

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

  • Письмо — письмецо,                     
  • конверт — конвертик,
  • телеграмма — телеграммочка,         
  • открытка — открыточка,
  • посылка — посылочка,                   
  • журнал — журнальчик,
  • адрес — адресок,                           
  • газета — газетка,
  • бандероль — бандеролька,            
  • телефон — телефончик.

 

Дидактическая   игра   «Закончи   предложе­ние».

Почтальон принес письмо (кому?) — маме,

Что мы нашли в почтовом ящике? —

Чего не стало в почтовом ящике? —

 

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много» (детям от 6 лет)

  • Почта — почты — много почт,
  • почтальон — почтальоны — почтальонов,
  • оператор — операторы — операторов,
  • письмо — письма — писем,
  • перевод — переводы — переводов,
  • конверт — конверты — конвертов,
  • телеграмма — телеграммы — телеграмм,
  • посылка — посылки — посылок,
  • адрес — адреса — адресов,
  • открытка — открытки — открыток,
  • газета — газеты — газет,
  • журнал — журналы — журналов,
  • бандероль — бандероли — бандеролей,
  • печать — печати — печатей,
  • телефонист — телефонисты — телефонистов,
  • телефон — телефоны — телефонов,
  • извещение — извещения — извещений.

 

Поиск соответствующего понятия «Подбери признаки (ка­кая? какой?)»

  • Открытка — поздравительная, праздничная, красочная, краси­вая ... ;
  • журнал — красивый, яркий, красочный, блестящий, деловой, раз­влекательный ... ;
  • газета — ... ;
  • посылка — ....

Поиск соответствующего понятия и построение фразы «Зна­ешь ли ты» (детям 68 лет):

  • откуда мы узнаем общественные новости — из газеты, жур­нала, письма, телеграммы, открытки (газеты);
  • письмо бывает обыкновенное и ценное, телеграмма — обык­новенная, срочная (молния), поздравительная.
  • бандероль и посылка — могут быть ценными? (Да.);
  • что такое «бланк», «извещение», «почтовый перевод»;
  • кто разносит почту адресатам.

 

Поиск соответствующего понятия «Что это, угадай?»

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо. (Адрес.)

 

Образование существительных от действий.

Игра «Кто это?»

  • Кто отправляет? - Отправитель
  • получает - получатель       
  • заказывает - заказчик
  • сортирует – сортировщик           
  • штампует - штамповщик
  • подписывается - подписчик          
  • кому адресовано - адресат
  • разносит почту - почтальон.
  • работает на телефоне — телефонист
  • на телеграфе – телеграфист

 

Образование прилагательных от существительных и глаголов.

Игра «Скажи - какой?»

  • Письмо не ожидали, письмо (какое?) — неожиданное письмо,
  • долго ждали — долгожданное  
  • журнал для детей — детский    
  • открытка с поздравлением - поздравительная     
  • для женщин - женский     
  • перевод по почте — почтовый
  • для мужчин — мужской     
  • перевод по телеграфу — телеграфный
  • выписали - выписанный      
  • письмо получили - полученное
  • бланк заполнили - заполненный     
  • отправили — отправленное                             
  •  доставили — доставленное

 

Тема: «Библиотека»

Нарисовать в тетради книгу и научить ребёнка называть её составные части: обложка, переплёт, страница.

 

Образование родительного падежа множественного числа существительных.

Игра  «Чего в библиотеке много?»

Одна книга, а в библиотеке много (чего?) — В библиотеке много книг.

Много: газет, журналов, полок, сказок, рассказов, романов.

 

Образование прилагательных от существительных и глаголов.

Игра «Какая книга?»

  • Книга для детей - это книга (какая?) - детская книга, в библиотеке - библиотечная
  • написали — написанная      
  • сдали - сданная
  • напечатали — напечатанная       
  • выдали — выданная
  • прочитали — прочитанная                       
  • набрали – набранная

 

Игра «Кто это?»

  • Тот, кто пишет — он (кто?) - Писатель,
  • сочиняет — сочинитель    
  • набирает книгу - наборщик
  • сочиняет поэзию — поэт   
  • печатает - печатник var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz