Г.А. Османова "Логопед - родителям" для детей 4-5 лет.
1. Библиотекарь. Скачать
2. Мамины профессии. Скачать
3. Профессии на транспорте. Скачать
4. Стройка. Мой дом. Скачать
Дети должны знать:
названия разных профессий.
Родителям рекомендуется:
- побеседовать с ребёнком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
- спросить у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
- рассказать ребёнку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;
- если есть возможность, отведите ребёнка на место вашей работы.
Расширение словарного запаса детей:
названия: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра;
признаки: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;
действия: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.
Дидактические игры и упражнения
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
- Учитель — учителя — учителей,
- врач — врачи — врачей,
- продавец — продавцы — продавцов,
- пекарь — пекари — пекарей,
- фотограф — фотографы — фотографов,
- портной — портные — портных,
- доярка — доярки — доярок,
- почтальон — почтальоны — почтальонов.
Образование существительных женского рода «Назови по образцу» (детям от 6 лет)
- Он художник, а она — художница;
- он учитель, а она — ... ;
- он писатель, а она — ... ;
- он проводник, а она — ... ;
- он певец, а она — ... ;
- он переводчик, а она — ... .
- телеграфист — телеграфистка
- отправитель - отправительница
- почтальон — почтальонка
- получатель - получательница
- заказчик — заказчица
- сортировщик - сортировщица
- штамповщик - штамповщица
- подписчик — подписчица
- ткач – ткачиха;
- повар – … ;
- воспитатель – … ;
- продавец – … ;
- лётчик – … ;
- пианист – … ;
- скрипач – … .
Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»
- Учитель — учит читать, писать, считать;
- пожарный — тушит пожар;
- строитель — строит и ремонтирует дома;
- маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит;
- фотограф — фотографирует;
- повар — ... ;
- портной — ... ;
- парикмахер — ... ;
- библиотекарь — ... ;
- врач — ... ;
- писатель — ... ;
- водитель — ... ;
- тракторист — ... ;
- доярка — ... ;
- птичница — ....
Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»
- Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;
- врачу — лекарство, белый халат, градусник;
- художнику — ... ;
- учителю — ... ;
- портному — ... ;
- маляру — ... ;
- рыболову — ... ;
- продавцу — ... ;
- садовнику — ... ;
- плотнику — ... ;
- доярке — ... ;
- трактористу — ....
Образование дательного падежа существительных
- Кастрюля нужна (кому?) - повару.
- Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.
Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию» (детям от 6 лет)
- Кто носит багаж? (Носильщик.)
- Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
- Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
- Кто работает на кране? (Крановщик.)
- Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
- Кто точит ножи? (Точильщик.)
- Кто чинит часы? (Часовщик.)
- Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
- Кто красит стены? (Маляр.)
- Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
- Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
- Кто играет на рояле? (Пианист.)
Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в).
- Куда пойдёт мама, если нужен врач?
- Куда ты пойдёшь, если нужно сшить платье?
- Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб? и т.д.
Поиск фактических ошибок «Путаница»
- Маляр шьет одежду.
- Водитель управляет самолетом.
- Парикмахер вяжет кофту.
- Библиотекарь разносит почту.
- Фотограф сочиняет музыку.
- Тракторист шьет одежду.
Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова):
- рыболов – ловит рыбу,
- пчеловод – разводит пчёл ,
- землекоп – …,
- лесоруб – …,
- трубочист – … .
Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени).
- Я буду строителем, построю дома.
- Я буду … .
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
(осмысление логико-грамматических конструкций).
- Повар варит суп.
- Суп варит повар.
- Суп варит пÓвара.
- Суп сварен поваром.
- Поваром сварен суп.
- Повар сварен супом.
- Супом сварен повар.
Построение монолога «Опиши профессию по плану»:
1) Название профессии;
2) Какие инструменты нужны для работы по этой профессии;
3) Что делает человек этой профессии.
Составьте рассказ «Мамина работа».
Поиск соответствующего понятия «Назови» (детям 6—8 лет):
- а) детского врача — ... (педиатр),
- зубного врача — ... (стоматолог),
- глазного врача — ... (окулист),
- врача, делающего операции, — ... (хирург),
- врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог),
- помощник врача — ... (медицинская сестра);
- б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);
- в) медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).
Поиск соответствующего понятия и построение монолога «Беседа по теме»
- Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.)
- Назовите профессии своих родителей.
- Для чего нужны профессии? Кем вы хотите стать, когда вырастете?
- Для чего надо учиться профессиям?
- Где им обучаются?
Формирование слоговой структуры слов
Повтори фразу: «Волосы подстригают в парикмахерской»
Тема: «Почта. Телефон. Телеграф»
Родителям рекомендуется:
- показать ребенку корреспонденцию, которую вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки; рассмотреть их с ребенком;
- показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;
- рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;
- показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;
- показать ребенку посылку;
- предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;
- вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников;
- рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);
- приклеить картинки или нарисовать письмо, телеграмму, газету, журнал, открытку, посылку.
- научить ребёнка называть картинки.
Дети должны знать:
- что такое почта, для чего она предназначена;
- названия разных почтовых отправлений;
- кто работает на почте, чем занимаются почтальоны, телеграфисты и др.;
- как отправить письмо или посылку.
Расширение словарного запаса детей:
названия: почта, почтальон, оператор, письмо, конверт, телеграмма, посылка, перевод, адрес, открытка, газета, журнал, бланк, бандероль, печать, индекс, телефонист, телеграфист, адресат, отправитель, телефон, телеграф, переговоры, извещение, доставка;
признаки: почтовый, телеграфный, телефонный, переговорный, срочный, ценная, заказное, поздравительная;
действия: посылать, отправлять, получать, упаковывать, штамповать, сортировать, разбирать, доставлять, выписывать, поздравлять, переписываться, телеграфировать, заполнять, вызывать, заказывать.
Дидактические игры и упражнения
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
- Письмо — письмецо,
- конверт — конвертик,
- телеграмма — телеграммочка,
- открытка — открыточка,
- посылка — посылочка,
- журнал — журнальчик,
- адрес — адресок,
- газета — газетка,
- бандероль — бандеролька,
- телефон — телефончик.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Почтальон принес письмо (кому?) — маме,
Что мы нашли в почтовом ящике? —
Чего не стало в почтовом ящике? —
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много» (детям от 6 лет)
- Почта — почты — много почт,
- почтальон — почтальоны — почтальонов,
- оператор — операторы — операторов,
- письмо — письма — писем,
- перевод — переводы — переводов,
- конверт — конверты — конвертов,
- телеграмма — телеграммы — телеграмм,
- посылка — посылки — посылок,
- адрес — адреса — адресов,
- открытка — открытки — открыток,
- газета — газеты — газет,
- журнал — журналы — журналов,
- бандероль — бандероли — бандеролей,
- печать — печати — печатей,
- телефонист — телефонисты — телефонистов,
- телефон — телефоны — телефонов,
- извещение — извещения — извещений.
Поиск соответствующего понятия «Подбери признаки (какая? какой?)»
- Открытка — поздравительная, праздничная, красочная, красивая ... ;
- журнал — красивый, яркий, красочный, блестящий, деловой, развлекательный ... ;
- газета — ... ;
- посылка — ....
Поиск соответствующего понятия и построение фразы «Знаешь ли ты» (детям 6—8 лет):
- откуда мы узнаем общественные новости — из газеты, журнала, письма, телеграммы, открытки (газеты);
- письмо бывает обыкновенное и ценное, телеграмма — обыкновенная, срочная (молния), поздравительная.
- бандероль и посылка — могут быть ценными? (Да.);
- что такое «бланк», «извещение», «почтовый перевод»;
- кто разносит почту адресатам.
Поиск соответствующего понятия «Что это, угадай?»
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо. (Адрес.)
Образование существительных от действий.
Игра «Кто это?»
- Кто отправляет? - Отправитель
- получает - получатель
- заказывает - заказчик
- сортирует – сортировщик
- штампует - штамповщик
- подписывается - подписчик
- кому адресовано - адресат
- разносит почту - почтальон.
- работает на телефоне — телефонист
- на телеграфе – телеграфист
Образование прилагательных от существительных и глаголов.
Игра «Скажи - какой?»
- Письмо не ожидали, письмо (какое?) — неожиданное письмо,
- долго ждали — долгожданное
- журнал для детей — детский
- открытка с поздравлением - поздравительная
- для женщин - женский
- перевод по почте — почтовый
- для мужчин — мужской
- перевод по телеграфу — телеграфный
- выписали - выписанный
- письмо получили - полученное
- бланк заполнили - заполненный
- отправили — отправленное
- доставили — доставленное
Тема: «Библиотека»
Нарисовать в тетради книгу и научить ребёнка называть её составные части: обложка, переплёт, страница.
Образование родительного падежа множественного числа существительных.
Игра «Чего в библиотеке много?»
Одна книга, а в библиотеке много (чего?) — В библиотеке много книг.
Много: газет, журналов, полок, сказок, рассказов, романов.
Образование прилагательных от существительных и глаголов.
Игра «Какая книга?»
- Книга для детей - это книга (какая?) - детская книга, в библиотеке - библиотечная
- написали — написанная
- сдали - сданная
- напечатали — напечатанная
- выдали — выданная
- прочитали — прочитанная
- набрали – набранная
Игра «Кто это?»
- Тот, кто пишет — он (кто?) - Писатель,
- сочиняет — сочинитель
- набирает книгу - наборщик
- сочиняет поэзию — поэт
- печатает - печатник
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}