Пятница, 26.04.2024, 08:33
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы
 
 

Дети (6—8 лет) должны знать:

  • названия основных деревьев, их классификацию: листвен­ные, хвойные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад;
  • различия деревьев по внешнему виду;
  • названия частей дерева;
  • понятия «елка — дерево», отличие ели от сосны;
  • понятие «цветущие деревья»;
  • о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жар­кий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
  • как меняются деревья в различные времена года. 

 

Расширение словарного запаса детей:

названия: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад,плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщи­на, высота, цвет,листопад;

признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосно­вый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий,

душистый,нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая,

круп­ные, мелкие,продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;

действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть,

рас­пускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очи­щать, ломать, охранять.

 

Дидактические игры и упражнения.

 

 

Образование существительных с уменьшительно - ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково».

  • Тополь — тополек,
  • дуб — дубок,
  • осина — осинка (осиночка), 
  • береза — березка (березонька),
  • рябина — рябинка (рябинушка), 
  • ива — ивушка, 
  • елка — елочка, 
  • сосна — сосенка, 
  • клен — кленок, 
  • яблоня — яблонька, 
  • шишка — шишечка, 
  • ветка — веточка, 
  • лист — листик (листок, листочек), 
  • лес — лесок, 
  • иголка — иголочка.

 

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много».

  •  Клен — клены — кленов; 
  • тополь — тополя — тополей; 
  • осина — осины — осин; 
  • дуб — дубы — дубов; 
  • липа — липы — лип; 
  • береза — березы — берез; 
  • ива — ивы — ив; 
  • рябина — рябины — рябин; 
  • ель — ели — елей; 
  • елка — елки — елок; 
  • сосна — сосны — сосен; 
  • яблоня — яблони — яблонь; 
  • плод — плоды — плодов; 
  • шишка — шишки — шишек; 
  • желудь — желуди — желудей; 
  • сережка — сережки — сережек; 
  • крона — кроны — крон; 
  • макушка — макушки — макушек;
  •  корень — корни — корней; 
  • ствол — стволы — стволов; 
  • ветка — ветки — веток; 
  • сук — сучья — сучьев; 
  • иголка — иголки — иголок; 
  • лепесток — лепестки — лепестков; 
  • лес — леса — лесов; 
  • чаща — чащи — чащ.

 

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай».

  • Одно дерево — два дерева — пять деревьев,
  • одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
  • одна ветка — две ветки — пять веток,
  • одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
  • один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

 

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»

  • Лист березы — березовый;  ветка сосны — сосновая;
  • ... рябины — рябиновый;   ... ели — еловая;
  • ... дуба — дубовый;   ... тополя — тополиная;
  • ... сосны — сосновый;  ... осины — осиновая;
  • ... клена — кленовый;   ... липы — липовая.

 

Образование прилагательного женского, мужского и сред­него рода «Назови предмет со словом "сосновый".

  • Бор (какой?) — сосновый;
  • кресло (какое?) — сосновое;
  • мебель (какая?) — сосновая;
  • полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

 

Образование относительных прилагательных "Как назвать лес?"

  • Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
  • если в роще растут дубы — дубовая;
  • ... осина — осиновая;
  • ... ивы — ивовая;
  • ... клены — кленовая.

 

Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

  • Желуди растут на — дубе; 
  • яблоки растут на — яблоне; 
  • круглая шишка на — сосне; 
  • длинная шишка у — ели; 
  • грозди рябины растут на — рябине; 
  • сережки растут — на березе, ольхе, иве.

 

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

  • Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кру­жится, сохнет ... ; 
  • дерево ... ; 
  • крона ... ; 
  • почки ... ; 
  • корни ... ;
  •  ветви ... .

 

Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

  • Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный; 
  • если в лесу растут сосны и елки — хвойный; 
  • если в лесу растут ели, 
  • березы и дубы, то этот лес — смешанный.

 

Классификация понятий «Четвертый лишний».

  • Клен, рябина, ель, осина (ель);
  •  липа, тополь, ива, яблоня (ива); 
  • береза, дуб, клен, смородина (смородина); 
  • яблоня, груша, слива, рябина (рябина).  

 

Построение монолога «Опиши дерево по плану»:

1) Как называется дерево;

2) Хвойное, лиственное или фруктовое;

3) Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);

4)  В каком лесу растет.

Например. В сосновом бору выросла высокая, стройная, краси­вая сосна. У нее длинный, прямой, почти совсем голый ствол. Только вверху растут большие пушистые ветки. На густых пушистых ветках висят круглые коричневые не очень крупные шишки. Игол­ки у сосны длинные, колючие, и растут они парами. Свежий запах сосновой хвои целебен, а ее соком и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.

 

Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz