![](/1/derevja.jpg)
Дети (6—8 лет) должны знать:
- названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад;
- различия деревьев по внешнему виду;
- названия частей дерева;
- понятия «елка — дерево», отличие ели от сосны;
- понятие «цветущие деревья»;
- о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
- как меняются деревья в различные времена года.
Расширение словарного запаса детей:
названия: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад,плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет,листопад;
признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий,
душистый,нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая,
крупные, мелкие,продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть,
распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
Дидактические игры и упражнения.
Образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом «Назови ласково».
- Тополь — тополек,
- дуб — дубок,
- осина — осинка (осиночка),
- береза — березка (березонька),
- рябина — рябинка (рябинушка),
- ива — ивушка,
- елка — елочка,
- сосна — сосенка,
- клен — кленок,
- яблоня — яблонька,
- шишка — шишечка,
- ветка — веточка,
- лист — листик (листок, листочек),
- лес — лесок,
- иголка — иголочка.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много».
- Клен — клены — кленов;
- тополь — тополя — тополей;
- осина — осины — осин;
- дуб — дубы — дубов;
- липа — липы — лип;
- береза — березы — берез;
- ива — ивы — ив;
- рябина — рябины — рябин;
- ель — ели — елей;
- елка — елки — елок;
- сосна — сосны — сосен;
- яблоня — яблони — яблонь;
- плод — плоды — плодов;
- шишка — шишки — шишек;
- желудь — желуди — желудей;
- сережка — сережки — сережек;
- крона — кроны — крон;
- макушка — макушки — макушек;
- корень — корни — корней;
- ствол — стволы — стволов;
- ветка — ветки — веток;
- сук — сучья — сучьев;
- иголка — иголки — иголок;
- лепесток — лепестки — лепестков;
- лес — леса — лесов;
- чаща — чащи — чащ.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай».
- Одно дерево — два дерева — пять деревьев,
- одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
- одна ветка — две ветки — пять веток,
- одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
- один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
- Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая;
- ... рябины — рябиновый; ... ели — еловая;
- ... дуба — дубовый; ... тополя — тополиная;
- ... сосны — сосновый; ... осины — осиновая;
- ... клена — кленовый; ... липы — липовая.
Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый".
- Бор (какой?) — сосновый;
- кресло (какое?) — сосновое;
- мебель (какая?) — сосновая;
- полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
Образование относительных прилагательных "Как назвать лес?"
- Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
- если в роще растут дубы — дубовая;
- ... осина — осиновая;
- ... ивы — ивовая;
- ... клены — кленовая.
Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
- Желуди растут на — дубе;
- яблоки растут на — яблоне;
- круглая шишка на — сосне;
- длинная шишка у — ели;
- грозди рябины растут на — рябине;
- сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».
- Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;
- дерево ... ;
- крона ... ;
- почки ... ;
- корни ... ;
- ветви ... .
Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
- Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;
- если в лесу растут сосны и елки — хвойный;
- если в лесу растут ели,
- березы и дубы, то этот лес — смешанный.
Классификация понятий «Четвертый лишний».
- Клен, рябина, ель, осина (ель);
- липа, тополь, ива, яблоня (ива);
- береза, дуб, клен, смородина (смородина);
- яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
Построение монолога «Опиши дерево по плану»:
1) Как называется дерево;
2) Хвойное, лиственное или фруктовое;
3) Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
4) В каком лесу растет.
Например. В сосновом бору выросла высокая, стройная, красивая сосна. У нее длинный, прямой, почти совсем голый ствол. Только вверху растут большие пушистые ветки. На густых пушистых ветках висят круглые коричневые не очень крупные шишки. Иголки у сосны длинные, колючие, и растут они парами. Свежий запах сосновой хвои целебен, а ее соком и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.