Пятница, 26.04.2024, 18:00
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы
 
 
 

 

Г.А. Османова "Логопед - родителям" для детей 4-5 лет (скачать)

 

Уважаемые родители!

    Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в при­роде. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными ма­шинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками: они хорошо видны на темной рукавичке.

    Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

   Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.

   Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как теп­ло или холодно, морозно. Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно.) Идет снег или нет? (Снегопад.) Есть ли ветер? (Вьюж­но.)

    Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

 

 

Дети должны знать: 

  •  названия зимних месяцев;
  • о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;
  • что последний месяц года — декабрь;
  • что зимой бывает веселый праздник — Новый год.

Расширение словарного запаса детей: 

существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, снежки, реки, озе­ра, лед, льдинка, гололедица,сосулька, метель, заносы, буря, вьюга, буран,поземка, стужа, узор, бахрома, наст, мороз, сугроб, птицы, звери, зимовье, кормушкаоттепель, иней, крупа, хлопья, капель,  забавы, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, одежда, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль, небо, звезды, луна, день, ночь.

прилагательные: суровая, лютая, вьюжная, студеная, холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий,    блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

глаголы: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет,  дует, завывает,  морозит, подмораживает, засыпает, рыщут, катаются, топят, зяб­нет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

 

Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)

   Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

   Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

   В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

   Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

 

Дети должны уметь.

 

Грамматический строй речи

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

  • Снег — снежок,
  • мороз — морозец,
  • ветер — ветерок,
  • лед — ледок,
  • зима — зимушка,
  •  метель — метелица,
  • санки — саночки,
  • холод — холодок,
  • дерево — деревце,
  • звезда — звездочка,
  • солнце — солнышко,
  • день — денек,
  • ночь — ночка,
  • сугроб – сугробик.

 

Образовывать существительные множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 5 лет)

  • Снег — снегов, много снега,
  • лед — льдов, много льда,
  •  звезда — звезд,
  • день — дней,
  • узор — узоров,
  • ночь — ночей,
  • снежинка — снежинок,
  • снеговик — снеговиков,
  • санки — санок,
  • буря — бурь,
  • вьюга — вьюг,
  • стужа — стуж,
  • холод — холодов,
  • забава — забав.

 

Подбирать родственные слова

  • Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;
  • зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые ... ;
  • мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;
  • лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

 

Связывать слова в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

  • Дети, снеговик, слепили.
  • Дети, санки, катаются.
  • Снежки, играют, мальчики.
  • Снежинки, падать, легкие, тихо.

 

Лексический строй речи

Подбирать признаки. Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

  • Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, рассыпчатый,бле­стящий, хрустящий, искристый, серебристый, сверкающий, падающий...;
  • зима — холодная, веселая, злая, суровая, снежная, длинная, морозная, ветреная, вьюжная...;
  • снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные...;
  • день  — морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный...;
  • ночь  — длинная, лунная, звездная, снежная, морозная...;
  • лед  — холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий...;
  • сосулька  – холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая...;
  • мороз…,  
  • метель… 

 

Подбирать действия. Поиск соответствующего понятия «Что делают?»

  • Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танце­вать, порхать..
  • Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
  • Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
  • Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
  • Мороз…

 

Подбирать антонимы

  • Зимой ночь длинная, а день короткий;
  • снег белый, а асфальт ... (черный);
  • зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

 

Знать зимние месяцы.

  • Декабрь, январь, февраль. 
  • Декабрь за ноябрем и перед январем. 
  • Январь - … 
  • Февраль - …

 

Заканчивать предложения. Поиск соответствующего понятия  

  • Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…). 
  • Зима приносит…(снегопады, морозы…). 
  • Вода замерзла на…(реках, озерах…). 
  • Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).
  • Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим ... (льдом).
  • Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).
  • Дети слепили большую снежную ... (бабу).
  • Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

 

Подбирать существительные. О чем можно сказать:

  • Снежный – ком, городок, вихрь… 
  • Снежная – баба, гора, пелена… 
  • Морозный - день, вечер, ветер…
  • морозная…,
  • морозное…,
  • ледяная… .
  • ледяные — дороги, сосульки, горки...
  • холодная  — погода, зима, ночь, сосулька...
  • снежное  — дерево, облако, озеро...

 

Составлять рассказы по плану (детям от 6 лет):

  • Как ты заметил наступление зимы?
  • Назови её первые приметы в природе.
  • Зимние месяцы.
  • Повадки зверей и птиц.
  • Зимние забавы и развлечения.

 

Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»

  • Лед и снег;
  • лед и стекло;
  • лед и зеркало;
  • снег и вата.

Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты пони­маешь»

Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить. 

Поговорка. Береги нос в большой мороз.

 

Вместе с детьми.

Поиграйте в игру «хорошо – плохо».

Ёлка.

Хорошо.

  1. Приносит пользу, выделяя кислород.
  2. Из её иголок делают лекарства, экстракты для ванн, удобрение.
  3. При сгорании выделяет тепло.
  4. Хорошо пахнет хвоей.
  5. Украшает улицы, парки, квартиры в Новый год.

Плохо.

  1. Колючая, обдирает руки.
  2. Очень долго растет.
  3. На ней не растут яблоки.
  4. Из нее нельзя делать мебель.
  5. Хвойные деревья выделяют смолу.

Логический строй речи

Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz