Пятница, 26.04.2024, 17:11
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы
 

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребёнку, как называется столица нашей Родины; 
  • рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением столицы;
  • вырезать картинки с изображением столицы и вклеить их в тетрадь. 
  • поиграть  в игру «Запомни и повтори»  (названия     достопримечательностей  Москвы) для развития внимания, памяти.

Дети (с 6 лет) должны знать:

  • как называется столица;
  • какие в ней находятся достопримечательности, чем она зна­менита;
  • в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.

 

Расширение словарного запаса детей:

названия:  Москва, столица, Красная площадь, мавзолей, Кремль,    Дворец съездов, правительство, президент, флаг, гимн, площади, скверы, проспекты, улицы, памятники учёным, поэтам, писателям, композиторам, космонавтам,  «Аллея космонавтов», скульптуры,  фонтан «Дружбы народов» на ВВЦ, Большой театр, московский зоопарк, храмы, музеи, выставки, цирк, метро, эскалатор,  двор, дом, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, церковь, библиотека, универ­ситет, стадион, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин, достопримечательности;

признаки:  главная, величественная, златоглавая, торжественная, красивая, московская, столичная, праздничная, чистая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний;

действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, рабо­тать, собираться, изучать, основал.

 

Дидактические игры и упражнения:

 

Образование прилагательных в сравнительной степени

  • Высокий — выше,
  • широкий — шире,
  • красивый — красивее,
  • мягкий — мягче,
  • удобный — удобнее,
  • тонкий — тоньше,
  • низкий — ниже,
  • медленный — медленнее,
  • теплый — теплее,
  • чистый — чище.

Образование наречий «Назови по образцу»

  • Теплый — тепло,
  • удобный — удобно,
  • чистый — чисто,
  • широкий — широко,
  • холодный — холодно,
  • тонкий — тонко,
  • осторожный — осторожно,
  • низкий — низко,
  • грязный — грязно,
  • медленный — медленно.

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.  

  • Дом – домик, домишко, домище.
  • Город – городок, городишко, городище и т.д.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

  • Улица — улочка,
  • город — городок,
  • магазин — магазинчик,
  • мост — мосток,
  • сквер — скверик,
  • двор — дворик,
  • адрес — адресок.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

  • Город — города — городов,
  • улица — улицы — улиц,
  • вокзал — вокзалы — вокзалов,
  • площадь — площади — площадей,
  • театр — театры — театров,
  • магазин — магазины — магазинов,
  • проспект — проспекты — проспектов,
  • бульвар — бульвары — бульваров,
  • сквер — скверы — скверов,
  • школа — школы — школ,
  • храм — храмы — храмов,
  • библиотека — библиотеки — библиотек,
  • аптека — аптеки — аптек,
  • москвич — москвичи — москвичей.

Согласование существительных с количественными числительными

Игра «Сосчитай от одного до десяти»

- Один музей, два музея, ... пять музеев, десять музеев.

 

Игра  «Подбери слово»   

  • московская (что?)…,
  • московский (что?)…,
  • московское (что?)….

Образование предложного падежа существительных с предлогом «В»

Игра «Не ошибись»

  • Где можно купить продукты?   - в магазине (на базаре, на рынке).
  • купить лекарства          
  • учиться
  • пообедать
  • посмотреть спектакль       
  • лечиться
  • гулять
  • купить билет на поезд      
  • подстричься     
  • работать
  • посмотреть картины

Игра  «Где побывали ребята?» (употребление предлогов)

  • Ребята побывали на выставке,
  • в цирке … и т.д.

 

Связь слов по типу согласования «Скажи со словом "московский", "столичный"»

  • Транспорт — московский (столичный) транспорт,
  • квартира — московская (столичная) квар­тира...

Словарь: дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.

 

Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»

  • Город Москва  (какой?) — большой, красивый, благо­устроенный, величавый, чистый ... ;
  • улица (какая?) — длинная, широкая, чистая, красивая ... .

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

  • Эта улица узкая, а эта ... (широкая),
  • эта дорога длинная, а эта ... (короткая),
  • эта речка мелкая, а эта ... (глубокая),
  • эта школа близкая, а эта ... (далекая),
  • эта тропинка прямая, а эта ... (кривая),
  • этот дуб молодой, а этот ... (старенький),
  • этот путь далекий, а этот ... (близкий),
  • этот мост высокий, а этот ... (низкий).

Поиск соответствующего понятия «Закончи фразу»

  •   Почти каждый, кто приезжает в Москву, мечтает попасть на спектакль в Большой ... (театр).
  • Сейчас наша Москва огромный город, а 850 лет назад это была маленькая ... (деревня).
  • В Москве можно пешком прогуливаться по красивой и боль­шой улице ...(Арбат).
  • В Париже самый знаменитый музей назы­вается Лувр, а в Москве — Третьяковская ... (галерея).
  • Это краси­вое сооружение стоит в Москве прямо посреди Кутузовского про­спекта и называется Триумфальная ... (арка).
  • Самый большой стадион в Москве называется ... («Лужники»).

Поиск соответствующего понятия «Знаешь ли ты Москву?» (детям 68 лет)

  1. Как называется город, в котором ты живешь?
  2. Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий-)
  3. Что означает слово «столица»? (Главный город.)
  4. Какая главная башня Кремля? (Спасская башня с курантами.)
  5. Москва — столица чего? (Нашей страны, России.) 
  6. Чем похожи все большие башни Кремля? (Рубиновыми звез­дами, они вечером зажигаются.)
  7. Что является центром, сердцем Москвы? (Кремль со множе­ством башен.)
  8. Какая главная площадь Москвы? (Красная площадь.)
  9. В нашей столице много памятников, красивых старинных и современных зданий. Назовите их. (Храм Христа Спасителя, па­мятник А.С. Пушкину, Третьяковская галерея, памятник Ю. Дол­горукому, Успенский собор.)

Развитие связной речи:

Текты для пересказа:   По Е.Осетрову

1. Светит ли голубизной майское небо, моросит ли осенний дождь, падает ли февральский снег – всегда, днём и ночью, несётся в колеснице всадник на фронтоне Большого театра. Большой театр – жемчужина Москвы. Слава о нём идёт по всему миру. Послушать оперу, посмотреть балет в нём – счастье, память и радость на всю жизнь.                                                     

Москва.

 2. «Москва – всем городам голова…». Не перечислить пословиц, поговорок, присловий, песен о Москве-столице.

  Москва – столица России, живёт в сердце каждого. Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю Россию. Сердце Москвы – Кремль, красная площадь.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz