«Персональный сайт учителя-логопеда как форма взаимодействия с родителями воспитанников».
Учитель – логопед детского сада № 9 «Семицветик»
Козеева С.Ю.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами», в то время как «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Новые взгляды направлены на изменение структуры взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. «Учимся у тех, кого любим» - это выражение точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе. Ещё В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. И сегодня закон «Об образовании в РФ» определяет «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами.
Сотрудничество семьи и учителя – логопеда становится всё более востребованным, педагоги ищут всё новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества учителя – логопеда с родителями немало сложных противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребёнком.
Логопеды, считая работу с семьёй необходимой, в то же время бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монолога. Для благополучного речевого развития ребёнка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – доверительность, сотрудничество, партнёрство. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.
Одна из таких форм – использование интернет – ресурсов. Почти каждое образовательное учреждение сегодня имеет свой сайт, который помогает взаимодействию с родителями.
В дошкольном учреждении № 9 «Семицветик» для родителей создан сайт «Для заботливых пап и мам». На его страницах родители могут ознакомиться с перечнем лексических тем, речевым материалом по развитию словаря, речевыми играми и упражнениями для закрепления лексико-грамматических категорий. Имеется подборка стихов, загадок, пословиц по лексическим темам, игры для развития мелкой моторики. На странице «Обучение грамоте» родители могут познакомиться с «Играми с буквами» и поиграть со своими детьми. Получить ответ по интересующим вопросам можно на странице «Консультации».
Преимущества данной формы работы с родителями:
- обеспечение диалога учителя – логопеда и родителей;
- доступность консультаций, полезных ссылок по интересующим родителей вопросам;
- доступность рекомендаций и советов по закреплению изучаемой лексической темы и т.д.
- экономия времени.
Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:
- повышению педагогической грамотности родителей
- решению актуальных проблем коррекции речи детей.
Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Всей своей работой логопед и педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хотят специалисты, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих устранению недостатков речи, раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
|