ТАК ЛИ НЕОБХОДИМА МАЛЫШУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ?
Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития.
Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства посылают сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Выражение «маленький исследователь», возможно, немного избитое, но оно очень хорошо подходит к описанию действий детей, проводящих простые естественно-научные эксперименты. Дети изучают вопросы, о которых мы, взрослые, уже ничего не помним, так что поначалу, многие действия детей кажутся нам непонятными. Например: все ли предметы падают вниз, или есть исключения?
Для взрослых действие силы тяжести уже давно стало банальностью, но для детей это захватывающее явление. Маленькие дети исследуют мир с помощью всех чувств. Их физическое и умственное созревание необходимо стимулировать не только с помощью объяснений, они должны получить вещи прямо в руки и исследовать их консистенцию, вес, вкус, температуру, шум, чтобы потом заняться их функциями.
Вместо избытка игрушек лучше поддержать детей в их исследовании мира при помощи обстановки группы, квартиры, участка. Венчик для взбивания, связка ключей, папин инструмент, различные емкости, губки, воронки – все эти вещи, когда дети пользуются ими, обладают для маленьких исследователей притягательной силой. Они очаровывают больше, чем игрушка. И взрослым важно суметь перевести такое пассивное поведение ребёнка в активное, а лучше в совместную деятельность по исследованию окружающего мира.
Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте?
Актуальность. Нарушение процесса формирования речи у детей первых лет жизни является актуальной проблемой, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Речь — это высший психический процесс, появляющийся позднее других основных процессов. В представлении большинства родителей речь — это какая-то отдельная структура и занимается ей только логопед, который просто покажет ребенку, как правильно поставить язык и тот сразу заговорит!
Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Для формирования и развития речи необходимо, чтобы у ребенка были развиты двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д. Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. И поэтому окружающее развивающее пространство должно обеспечивать разнообразие ощущений и впечатлений ребенка:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (ребенок посредством прикосновений различает по фактуре материалы, различные по величине и форме предметы);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания).
Ребенок лучше всего развивается во время игры. Ведь игра — это его стихия. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Все трогать, пробовать и запоминать в исследовательско-игровой форме – это основной способ познания мира.
Научность. Пирамида Вильямса и Шелебергера наглядно показывает, что необходимо развивать ребенку, чтобы прийти к речи. Она иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, речь, интеллект, поведение, зависит от сформированности следующих систем развития ребенка младшего дошкольного возраста.
- Сенсорная система начинается с постепенного накопления ребенком представлений о цвете, величине, о форме и других свойствах предметов. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир.
- Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. «Сенсо» – чувство, «моторика» – движение. Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Поэтому важно, чтобы ребенок, знакомясь с окружающим миром, щупал, смотрел, нюхал, кувыркался, бросал, стучал и т.д.
- Перцептивное развитие - единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа. Перцептивные действия состоят из движений руки, ощупывающей предмет, из движений глаз, осматривающего предмет и т.д. Перцептивное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
- Познавательные способности. Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.
Советы родителям самых маленьких исследователей:
- Исследовательское поведение нужно развивать не только у старших дошкольников: чем раньше, тем лучше!
- Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно!
- Уважительно относитесь к первым детским выводам и умозаключениям!
- Будьте мудрыми и терпеливыми!
- Окружение должно быть безопасным для здоровья и жизни детей! Понятно, что взрослые пытаются защитить детей от опасности. Но излишняя защита не способствует тому, чтобы дети стали самостоятельными людьми. Кому позволено с раннего возраста самостоятельно учиться, научится многому.
|