Суббота, 18.05.2024, 16:56
Сайт учителя-логопеда "ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ ПАП И МАМ..."
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
Лексические темы
Главная » Статьи » Мои статьи

Возможности сказкотерапии в логопедической работе

Возможности сказкотерапии  в логопедической работе

                                                            «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

                                                                  музыки, рисунка, фантазии, творчества»     

                                                                                                                          В.А. Сухомлинский.

  1.  Актуальность комплексного воздействия сказки на ребенка.

            Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правиль-ности, предупреждая различные нарушения.  Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения  общения. 

              Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

              В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти)  и российскими ( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева)  учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

                Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на    эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Поэтому не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

              Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому  задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой- исправлением недостатков речи.

              Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
  • при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции -экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

2. Использование сказкотерапии в обучении   дошкольников с нарушениями речи.

           Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

          Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует такие цели.

• Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.

• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия

   и выразительности.

• Развитие диалогической и монологической речи.

• Эффективность игровой мотивации детской речи.

• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному

   фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении   дошкольников развивает:

  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

3.Этапы  коррекционной работы

                  Можно выделить три этапа работы с   дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы.

         I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод  - словесная режиссерская игра.)

ЦЕЛИ:  - Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных

           состояниях героев, о природных явлений.

         - Выразительно интонировать голоса героев сказки.

         - Для развития артикуляционного аппарата использовать вукоподражательные

             слова, голоса животных.

          - Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами,

            активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов,с мысловых

            оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова.

            Использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

К режиссерским играм относятся настольный теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.

            II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)

ЦЕЛИ:  - Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию.

                Воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение.

            - Совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей

                образные выражения, сказочные повторы.

              В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.

            III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

        Именно драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.   

        Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

            4. Выводы

       Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе:

  • У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  • Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.  
  • Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству.Теория и практика сказкотерапии»

Спб.-1998 г.

  1. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы». Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2002 г.  
  2. Короткова Л.Д.  «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва:«ЦГЛ»,2004 г.
  3. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г. 
Категория: Мои статьи | Добавил: Virastaika35 (26.10.2022)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Детский портал
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz